Конфликт на КВЖД

В середине 20-х годов XX века Китай переживал затянувшуюся гражданскую войну и был фактически разделен на части. Диктатором Маньчжурии до 1928 г. был Чжао Цзолин, а затем, до 1931 г. – его сын Чжао Сюлэн. Относительному благополучию Маньчжурии во многом способствовали русские эмигранты и работники Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), Ставшей важной транспортной артерией Северного Китая.

До 1925 года правительство Советского союза оказывало поддержку Гоминьдану и Чан Кайши. Но по мере продвижения Чан Кайши к власти возник острый конфликт между его сторонниками и коммунистами.

Весной 1925 года было заключено соглашение о временном совместном управлении КВЖД. Возглавивший дорогу А.Н. Иванов прекратил бесплатные перевозки. Маршал Чжао Цзолин не смог из-за этого перебросить свои войска во время войны с гоминьданом и стал относиться к СССР с резкой враждебностью.

В Китае продолжались мелкие войны и конфликты. Один из конфликтов— Конфликт на КВЖД 1929 года— задевает интересы СССР.

27 мая подверглось нападению советское консульство в Харбине, и было арестовано 38 советских работников. А 10 июля при поддержке Чан Кайши КВЖД была захвачена и 200 советских служащих арестованы. Более 2 тысяч человек оказались в лагерях, 56 были зверски убиты и 118 – тяжело ранены.

Всё это сопровождалось провокациями на советско-китайской границе. Так, 10 августа  у села Черняево при отражении нарушителей советских рубежей погибли пятеро и были ранены шесть пограничников. Китайские войска вели систематический обстрел советских пограничников. Всего за 1925-1928 гг. китайцы совершили до 2 тысяч провокаций, и советское руководство вынуждено было принять ответные меры.

6 августа1929 г. была создана Особая Дальневосточная Красная Армия (ОДКА), под командованием В.К. Блюхера. Уступаю противнику в несколько раз численно, ОДВА превосходила его в техническом оснащении и моральном плане.

12 октября1929 г. с целью устранить угрозу Хабаровску и Приамурью в целом Блюхер нанес удар по Сунгарийской флотилии в устье реки Сунгари.

После авиационного удара 15 советских самолетов у крепости Лахаусу был высажен речной десант из 1117 человек. Десантники захватили  и взорвали укрепления китайцев, ликвидировали суда речной флотилии. Через несколько часов советские воины вернулись на свою территорию.

В ноябре части ОДВА нанесли ещё 2 удара. В районе забайкальской станции Маньчжурия 7,5 тысяч советских воинов разгромили китайцев. Одновременно с операцией в Забайкалье наши войска сняли угрозу приморскому городу Иману (Дальнереченску),

В результате этих операций 22 декабря 1929 года в Хабаровске был подписан протокол о ликвидации конфликта на КВЖД и восстановлении прежнего положения.

Понравилась статья, расскажите друзьям
Общайтесь со мной:

Похожие статьи на сайте:

  1. Советско-китайские отношения в 20-е годы XX века
  2. Амурский вопрос
  3. Русский Харбин
  4. Казачье население Забайкалья – основа Амурской области
  5. Граница с Китаем

Ваш отзыв

Рубрика: Дальний Восток, История Амурской области, История России, Китай, Отношения России и Китая, Страницы истории

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>